Иван купала в 2021 году

Необычные факты

Древляне жили в лесах и имели особую связь со своей местностью. Они уверяли, что до прихода христианства, замечали, как ночами в праздник двигались деревья, а между ними летали светлячки. Они считали насекомых душами умерших.

Множество девушек после дня Купалы подвергались гонениям. Это касалось представительниц прекрасного пола, не пришедших купаться. Люди верили, что это ведьмы, они боятся очищенной воды и должны быть умерщвлены.

Славяне верили, что шабаш нечисти находится на Лысой горе, поэтому в ночь на Купалу туда никто не ходил.

Иные племенные союзы использовали другие обереги, в числе которых верба, крапива, полынь трава. Если католики применяли колья из осины для изгнания вампиров, то славяне пользовались кольями для убийства потенциальных ведьм.

В ночь молодые люди творили много бесчестных вещей, празднование солнцестояния доходило до открытых оргий.

Ивана Купала 2020: от язычества до христианства

Согласно христианским традициям, которые укоренились несколько позже, 7 июля отмечают Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи). Этот святой был пророком и ближайшим предшественником Христа. Он предсказал пришествие на Землю Мессии, который спасет человечество. Иоанн Предтеча вел аскетичный образ жизни, жил в пустыне и был отшельником. Он проповедовал христианскую веру, призывал людей к покаянию и совершал обряды омовения и покаяния от грехов.

После установления христианства праздники Купала (солнцестояния) и Рождество Иоанна Предтечи, которые оказались близкими по датам, сплелись в одно целое. Таким образом сегодня, в 2020 году, мы отмечаем Ивана Купала (Иванов день), в котором наблюдается тесный симбиоз христианских и языческих традиций. Но больше в празднике Купала все же языческого. Об этом волшебном разнообразии традиций, обычаев и обрядов мы поговорим далее.

Традиции Ивана Купала – что делали люди во время праздника

Основные празднества приходились на вечер накануне Купалы и магическую Купалинскую ночь. Считалось, что надо совершить все принятые обряды, пройти очищение через огонь и воду, чтобы настроить себя на жизнь в радости, счастье и достатке.

Купалу ждали, заблаговременно готовились, причем не только молодежь, но и люди среднего возраста, старшее поколение. В ночных гуляниях с хороводами и ритуалами прыганья через горящие костры пожилые хоть и не участвовали, но травы целебные собирали, обереги из них делали. Многие отправлялись на поиски цветка папоротника, считая, что распускается он только в эту ночь. Разыскавший цветок обретет силу магическую, которая поможет найти несметные сокровища, исполнить самые заветные желания. Согласно древним легендам, недобрые силы препятствуют поискам, запугивают путников, поэтому найти и сорвать цветок непросто.

На заметку!

Найти цветущий папоротник не удавалось никому. Секрет прост – растение размножается спорами и никогда не цветет.

С другими растениями: полынью горькой, крапивой, марьянником дубравным (иван-да-марья), дела обстояли проще. Их рвали и сушили для ритуалов, использования в качестве оберегов. Помимо перечисленных, собирали на утро праздника одолень-траву, чертополох, лютики, дурман, купаленки, медвежье ушко.

Целебные растения шли на лечение, обереги – для защиты от нечистой силы, болезней, недобрых сил, от порчи и сглаза. На Купалу также собирали ветки травы для обрядовых букетов, венков, для корзин, метел и банных веников.

Среди обязательных ритуалов – вечернее купание, для очищения и оздоровления. В северных регионах омывались в банях, в средней полосе и на юге – в близлежащих водоемах. Считалось, что купаться надо до того, как зайдет солнце. После разводили костры, выбирая просторные поляны на опушке, возвышенности близ озера или на берегу реки. Дрова собирали заранее, для чего специально ходили в лес за хворостом, по дворам жителей села или деревни. Костры жгли до утра, а молодые парни и девушки прыгали через огонь, водили хороводы, распевали обрядовые песни.

По поверьям, костер в Купальскую ночь обладал магической силой, отгонял нечистую силу, способствовал богатству и счастью. Частенько через огонь прыгали парами, и если руки парня и девушки не расцеплялись, быть им в будущем мужем и женой. К праздничному костру обязательно приходили все девушки и женщины деревни. Если кто-то без уважительных причин не появлялся, то могли обвинить в ведьмовстве.

В некоторых регионах с горок катали «огненные» колеса, заранее обмотав старые деревянные обручи от бочек или кадок соломой. Головни и угли от костров разбрасывали по полям, закапывали на грядках в огородах, считая, что так природные силы даруют земле плодородие и богатый урожай.

Девушки сплетали венки, и это было не просто желание покрасоваться в ярком цветочном наряде, но и обязательное ритуальное действо. Готовили веночки из зеленых трав, веток дуба или березы, ежевики, папоротника, луговых цветов. На гуляниях обменивались венками, бросали, выкупали, водили в них хороводы. Финальное событие – опускание венков в реку или сжигание на костре. У ряда славянских племен существовал обычай гадания по плывущему венку: опускали его в воду и следили за движением. Если уплывет по течению и скроется из глаз в дали, судьба счастливой будет, если быстро утонет, ждать несчастья.

Часть веночков оставляли для оберега дома, хлева, домашних животных, хозяйственных построек. Подвешивали венки над входом, укладывали на сеновалы. Высохшие за год экземпляры сжигали за несколько дней до следующего Купалы, так как выбрасывать магический атрибут празднества считалось плохим знаком.

Приметы и гадания на Ивана Купалу

Купальские приметы и гадания, естественно, связаны с водой, огнем и растениями. Хорошей приметой считалось искупаться: если купание прошло удачно, да еще вместе с «суженым», значит год будет хорошим, болезни не пристанут, а замужество не за горами.

Прыжок через огонь был не менее важен. Прыгая, девушки загадывали на удачу и будущую семейную жизнь. Прыгнула вместе с «купальским суженым», не расплетя рук — впереди свадьба.

Отпустила руку парня — значит, не твой это избранник.

Побоялась прыгнуть через костер — жди беды.

Прыгая, обожглась — нужно быть настороже, могут ждать непричастности и болезни.

Для гадания использовали и венки из полевых трав. При помощи венков девушки также загадывали на суженого и будущую жизнь. Нужно было подойти к воде и как бы случайно сбросить венок с головы: куда поплыл — оттуда и жених придет.

Закрутился не месте — посмотри вокруг повнимательнее, может суженый где-то рядом. Расплелся или утонул — время замужества еще не пришло, можно годик погулять.

Главной удачей в купальскую ночь считалось найти заветный цветок папоротника, который исполнит все желания. Но это гадание носило скорее ритуальный характер и давало возможность влюбленным парочкам уединиться в лесной траве.

Купалле сёння

Кожны год з надыходам самых доўгіх летніх дзён і кароткіх начэй у Беларусі – на берагах рэк і азёр – святкуюць Купалле. Сёння гэтыя гулянні аб’ядноўваюць старажытныя традыцыі і рытуалы, тэатралізаваныя канцэрты і вясёлыя гульні.

Убачыць Купалле можна ў самых розных мясцовасцях Беларусі, але ёсць і найбольш вядомыя, масавыя гулянні.

Самае маштабнае свята «Купалле» – «Александрыя збірае сяброў» – праходзіць у Шклоўскім раёне Магілёўскай вобласці. За некалькі гадоў яно стала сапраўдным брэндам краіны: сюды прыязджаюць шматлікія госці не толькі з Беларусі, але і Расіі, Украіны, Латвіі, Літвы і іншых краін свету.

У Мінску купальскія святы праводзяцца ў парку ім. 900-годдзя Мінска, Лошыцкім парку, Цэнтральным батанічным садзе, заапарку.

Убачыць традыцыі і пачуць аўтэнтычныя купальскія песні розных мясцовасцей можна ў вёсцы Івесь на беразе возера Шо Глыбоцкага раёна, дзе праходзіць унікальнае свята абрадавага фальклору «Купалле Паазер’я». Сюды збіраюцца калектывы, якія выконваюць старадаўнія напевы ў традыцыйнай манеры.

Купалле адзначаюць ва ўсіх абласных і раённых гарадах Беларусі, у вёсках. Напрыклад, арыгінальнае свята з абыходам двароў і гульнямі на старадаўнім замчышчы праводзяць жыхары пасёлка Ракаў Валожынскага раёна, свае фэсты ёсць у Тураве Жыткавіцкага раёна, Лепелі, Мядзеле, Слуцку, Заслаўі…

Самабытныя купальскія святы праходзяць і ў вялікіх этнаграфічных музеях Беларусі:

  • свята «Сонцаварот», купальскі фестываль фальклорных калектываў (Беларускі дзяржаўны музей народнай архітэктуры і побыту)
  • Open air «Купалле» (Дудуткі)
  • Купалле і Русалія (Сядзіба Зюзі Паазерскага)

История Купалья

Фольклористы и историки едины во мнении: именно у белорусов Купалье сохранилось в наиболее архаичном виде — то есть празднование Ивана Купалы на белорусских  землях наиболее похоже на то, как встречали этот день наши далекие предки.

Купалье также называли попросту Иванам или Иоаном — это всегда было обрядовое торжество, посвященное наивысшему расцвету сил природы и росту нового урожая. Позже, по приходу на наши земли христианства, Ивана Купалу «объединили» с Рождеством Иоанна Крестителя — так этот день и начали отмечать 7 июля, хотя многие до сих пор предпочитают праздновать в ночь с 23 на 24 июня.

Купалье считается одним из самых древних праздников и имеет языческие корни. Считается, что его празднование было связано с днем летнего солнцестояния. Наши предки связывали праздник Купалье с культом солнца. Да и само слово – «купало» — обозначало существо горячее, сердитое, ярое, кипящее гневом. В те времена все эти определения относились к солнцу. В купальскую ночь люди благодарили Огонь, Воду и Землю. В этот день, по преданиям, проходило очищение огнем и водой.

Языческие верования после принятия христианства тесно переплелись с христианскими. В этот день стали почитать Иоанна Крестителя. Считалось, что именно в день летнего солнцестояния и родился Иоанн Креститель. Кроме того люди заметили созвучие слов «купало» и «купать», «погружать в воду», а ведь крещение проходило с помощью воды, поэтому и приняли с легкостью церковную версию праздника.

Наверное, ни один праздник не связан с таким количеством романтических и завораживающих легенд и преданий. Люди верили, что только в купальскую ночь реки наполняются особым светом, ведь в них купаются души умерших. Эти души – русалки, что просыпаются раз в году от долго сна.

По народным преданиям, в купальскую ночь открываются двери для всякой нечисти: по земле расхаживают ведьмы и колдуны, духи не знают покоя от большого количества забот – им нужно отобрать молоко у коров, навредить посевам. Все приходит в движение: деревья перемещаются, животные разговаривают между собой. И даже солнце не может устоять на месте – оно «играет». Некоторые утверждают, что видели, как «играет солнце». Оно делится на бессчетное количество разноцветных кругов, которые передвигаются, создавая удивительную игру света.

                                                                          

Традиции и обряды

Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.

Плетение венков

Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.

Символы огня и прыжки через костер

Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.

Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.

Купания

Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.

Купальское дерево

Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.

Купальский костер

Купальский костёр (купала, живой огонь или царь-огонь ) — ритуальный огонь, непременный атрибут встречи летнего праздника Ивана Купалы, являлся центром гуляний в Иванову ночь. Считалось, что костёр выполняет очищающую функцию.
Купальские костры зажигали вечером и жгли чаще всего до утра, сигналом для возжигания костра служил заход солнца.
Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать.

Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала:

если трижды прыгнуть — год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
если же вдруг споткнулся — к болезни;
если ногой разворотил огонь — нелады в семье настанут.
Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло — болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.

Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Какие обряды и поверья связаны с Ивана Купала?

Ключевые символы Ивана Купала – вода, огонь и травы.

Обязательный атрибут – купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения – смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах: кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.

Потом наступала очередь огня. На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом – трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.

Что интересно, в селах к костру должны были выйти все женщины села. Та, которая не появилась, попадала под подозрение в ведьмовстве.

Вокруг костров водили хороводы, но наиболее известное его предназначение – в другом.

Фото из открытых источников

Через костер прыгали: как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.

Еще одним важным атрибутом праздника были и остаются гадания.

Девушки гадали на суженого – плели венки из 12 разных видов растений, после чего пускали их по воде.

Если венок потонет, девушка не выйдет замуж в этом году, если отплыл от берега – свадьба уже близко.

Кроме того, в этот день принято собирать цветы для гадания – богатки. Найдя цветок, девушка клала его под подушку. Если бутон распустился – замужество скоро, если завял, то придется подождать.

В ночь на Ивана Купала девушки ходили в лес собирать лекарственные травы и цветы, которые, согласно поверьям, в этот период обладают особой силой.

К примеру, сорванный в купальскую ночь цветок иван-да-марья необходимо было вложить во все углы своей избы. Считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме.

Ну и, конечно, официально стартовала охота за папоротником.

История праздника Ивана Купала

В основе праздника лежит легенда о брате и сестре, Купале и Костроме. В младенчестве они были разлучены. Дети выросли, и судьба подготовила им встречу. Однажды, когда Кострома прогуливалась по берегу реки, налетел сильный ветер и утащил с её головы венок.

Молодой юноша в это время плыл мимо на лодке. Купала достал венок и вернул его хозяйке. Отсюда и берет начало история их любви. После свадьбы родство молодожёнов раскрылось. Отчаявшись, влюблённые бросились в реку. Купала погиб, а Кострома обратилась в русалку. Боги сжалились над бедной девушкой. Они вернули Купалу к жизни, обратив его и Кострому в цветок купала-да-мавка.

Важно! После христианизации праздника купал-да-мавка стал называться Иваном-да-Марьей.

Этот цветок стал одним из главных символов праздника, его собирали в Купальскую ночь и раскладывали по углам избы. Брат с сестрой переговаривались между собой, и этот шепот отпугивал воров, считавших, что это хозяева разговаривают.

Что это за праздник Иван Купала и почему так назвали

Первоначально праздник носил название Купала. По одной из версий, так его назвали потому, что люди в этот день совершали омовение в водоёмах. Считалось, что купание поможет избавиться от болезней. Отсюда и произошло название.

Другая версия гласит, что праздник назван в честь одноименного языческого божества. Однако источники разнятся в мнениях, кто такой этот бог Купала. Кто-то считает, что он покровитель плодородия, кто-то – что он бог летнего солнцестояния. Во имя божества совершались ритуалы, чтобы задобрить его, отогнать беды.

В научных кругах популярно мнение, что Купала – бог совокупления. В этот день после захода солнца язычники занимались сексом прямо на улице, на глазах друг у друга.

Интересно! Есть мнение, что никакого бога Купалы в славянском пантеоне никогда не существовало. Он появился из-за ошибки в Густынской летописи. Летописец перепутал название праздника с именем некого бога. Ошибка осталась незамеченной.

Третья версия заключается в том, что слово «купала» происходит от индоевропейского корня «кир», значение которого «вскипать, страстно желать, кипеть». Так слово может означать огонь или водоем. Однако точное его значение все равно остается неизвестным.

Почему праздник отмечают с 6 на 7 июля, а не 22 июня

В те времена, когда праздник ещё носил название Купала, его отмечали в день летнего солнцестояния, а именно 22 июня. Точнее само празднование начиналось ещё ночью. После того, как праздник стал носить языческо-христианский характер, дата сдвинулась на несколько дней. Теперь его отмечали 24 июня, в тот же день, когда и рождение Иоанна Крестителя.

После перехода на новую систему исчисления, за Иваном Купала прочно закрепилась дата 7 июля. Однако, не все с этим согласны.

Важно! Наиболее суеверные люди по сей день считают, что отмечать праздник 7 июля неправильно, теряется весь смысл, ведь он посвящён летнему солнцестоянию, поэтому и праздновать надо в самую короткую ночь.

Как возникла пословица «Иван Купала обливай кого попало»

Слово Креститель означает «Купатель» или «тот, кто купает». Сам обряд крещения связан с погружением людей в воду. Поэтому люди обливались сами и обливали всех, кого могли. Никто не обижался, не сторонился общего веселья, считалось, что это делается в память о том, как Иоанн крестил Иисуса.

В те времена в праздник Ивана Купала были вовлечены все люди без исключения, каждый был обязан активно участвовать во всех обрядах и всех ритуалах. Так и сложилась пословица «обливай кого попало».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector