Изразцы для печи: виды и их особенности
Содержание:
- Красивые примеры в интерьере
- Виды
- Советы по выбору
- Виды изразцов для печи и камина
- Истоки великого ремесла
- 4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях
- Технология изготовления
- Использование в наши дни
- Преимущества и недостатки
- Конструкция изразцов
- Какие изразцы применяются?
- История
- Рождение «голубой сказки»
Красивые примеры в интерьере
Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Рассмотрите следующие реальные примеры декора, которые смогут вдохновить вас на собственный дизайнерский проект:
- Традиционная печь с лежанкой в русском стиле может превосходно сочетаться с древесиной в интерьере. Очень часто яркие изразцы используют в интерьере деревянных домов из бруса. За счет простоты отделки пола и стен печь, полностью выложенная броскими изразцами, смотрится особенно нарядно и самобытно.
- Для декора камина в неоклассическом интерьере можно использовать стильные и сдержанные английские изразцы. Они изысканно подчеркнут ваш очаг и не будут диссонировать с остальными элементами интерьера.
- Для обстановки в стиле модерн могут превосходно подойти восточные изразцы со сложными узорами. Они наверняка станут изюминкой такого интерьера.
В видео ниже смотрите процесс декорирования печи изразцами.
Виды
Чтобы изразцовую плитку в процессе укладывания не приходилось подгонять по размеру и форме, ее производят в соответствии с параметрами отдельных каминных элементов:
- Плоская — предназначается для отделки ровных поверхностей камина.
- Угловая – используется при облицовке угловых элементов конструкции.
- Цокольная – монтируется на нижних рядах под топкой, а также кладется под порталом.
- Фасонная – кладется на выступающие углы камина и имеет больше декоративное значение.
Разняться изразцы и фактурой поверхности: могут быть гладенькими и рельефными, а также глянцевыми и матовыми. В декоративном плане тоже есть отличия: плитка может быть однотонной, то есть не иметь какого – либо узора, а также с рисунком.
Тематика узора на плитке напрямую зависит от страны – производителя. Русские комплекты изразцов самые красочные и отображают флористические мотивы. Бавария, наоборот, предлагает сдержанные в цветовом плане и украшаются геометрическими узорами. Голландские изразцы можно узнать по сине-белому оттенку, а испанские – по узорам в восточном стиле.
Габариты каминной плитки четко регламентируются ГОСТом. Толщина изделия варьируется в пределах 45 – 50 мм, а ширина и длина соответствуют показателям 200х200, 220х220 и 205х130 мм.
Советы по выбору
В современных строительных магазинах можно найти изразцы на любой вкус и бюджет. Традиционно же их изготавливали вручную, и роспись каждой плитки была неповторимой. Это очень изысканный декор, поэтому выбирать плитки нужно с учетом всех мелочей
Так как изразцы привлекают к себе большое внимание, очень важно, чтобы поверхность имела правильный рельеф и была качественно окрашена и расписана
Дизайн конкретных изразцов также играет большую роль. Рассмотрите следующие возможные варианты росписи и рельефа на декоративных плитках, которые могут органично вписаться в интерьер вашего дома:
Особенной популярностью сейчас пользуются русские декоративные плитки с разнообразными цветочными орнаментами. Чаще всего они имеют светлый фон яркую роспись, дополненную рельефом. В простом интерьере подобные варианты могут смотреться старомодно, однако если создать эклектичную обстановку и дополнить выложенный такими изразцами камин современными элементами мебели, дизайн может получиться очень интересным.
Голландские изразцы имеют в своей основе белую эмаль и полупрозрачную синюю роспись. Это гладкие плитки без рельефа, на которых изображаются целый живописные картины. Чаще всего сюжетами таких расписных плиток служат сельские пейзажи, города, корабли, сцены с мельницами, конными всадниками и рыбаками. Подобные изразцы создают в доме неповторимую атмосферу и изысканно дополняют даже простой лаконичный интерьер дома. Изредка в голландских изразцах можно встретить желтые и терракотовые орнаменты – несколько таких плиток смогут удачно оттенить изысканные бело-синие изразцы.
Итальянская майолика отличается разнообразием цветов и утонченными орнаментами. Обычно итальянские изразцы имеют легкий рельеф и изобилируют растительными узорами. Традиционной цветовой гаммой считается зеленый, коричневый, желтый и голубой. В отличие от русских плиток с цветочными принтами, в итальянской традиции используются более приглушенные цвета, так что узор не слишком выделяется. Помимо цветочных и растительных элементов, характерны изображения фруктов, птиц и портретов людей в профиль.
Персидские изразцы отличаются особенно тонкой и изысканной росписью, а цветовая гамма тяготеет к темной палитре: можно встретить темно-синие, бордовые, коричневые и темно-зеленые изразцы с более светлыми узорами, выделенными рельефом. Восточные абстрактные узоры, которые напоминают модифицированные растительные орнаменты, наиболее характерны для таких изразцов. Издалека персидские традиционные изразцы смотрятся почти монолитно, а при ближайшем рассмотрении можно оценить сложность и изящество тончайшей росписи. Помимо орнаментов, популярными являются изображения конных всадников, ветвей деревьев, изобилующих фруктами, а также мифических существ.
Для английских декоративных плиток характерна сдержанность цветовой палитры. Очень часто подобные варианты остаются в натуральном терракотовом цвете – рельефная плитка из глины просто покрывается лаком. Иногда также встречается сочетание белой, голубой и коричневой цветовой палитры. Подобные изразцы могут стильно вписаться в классические интерьеры, а также в модный сейчас стиль модерн.
Для художественной культуры Дальнего Востока изразцы не были характерны, однако сейчас можно встретить в магазинах изразцы с имитацией японской росписи. Это могут быть золотые карпы, птицы и ветки цветущих деревьев, изображенные ограниченным набором цветов на гладкой бежевой плитке. Если вы хотите внести в свой интерьер восточные элементы, подобные модели определенно могут выглядеть очень интересно.
Современные изразцы для модных интерьеров зачастую делают однотонными или двухцветными, а рельеф тяготеет к минималистичным формам. Такая керамика не будет диссонировать даже с лаконичным дизайном в стиле хай-тек. Иногда орнаменты бывают заимствованы из традиционной художественной культуры, а иногда они полностью абстрактны и смотрятся очень современно. Если вы опасаетесь, что классические изразцы не будут гармонично смотреться в вашем доме, подобные варианты наверняка могут вам подойти.
Виды изразцов для печи и камина
1. По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
угловые. Соответственно, для облицовки углов;
фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
3. По типу поверхности
Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);
— не глазурованные изразцы (терракотовые)
не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.
Изразцы с рисунком- с рисунком;
Изразцы без рисунка
— без рисунка.
5. По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Голландские изразцыГолландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
Испанские изразцы
Испанские изразцы. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.
Немецкие изразцы
Немецкие изразцы. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.
Русские изразцы
Русские изразцы. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.
Ярославские изразцы
Ярославские изразцы. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.
6. По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
толщина изразца 45-50 мм;
размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
7. По виду румпы
Простая румпа изразцапростые. Румпа имеет наклонный срез;
Румпа изразца с бортиком
с бортиком. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.
Ячеистая (сотовая) румпа изразца
Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Это интересно: Предбанник — примеры обустройства
Истоки великого ремесла
Возникновение гжельской традиции предваряло несколько этапов развития ценинного дела. Так, первые обожженные керамические изразцы, украшенные объемным узором в виде орнамента и покрытые налитой глазурью, появились в России в конце XV – начале XVI веков.
К концу XVI века в Москве было налажено производство терракотовых печных изразцов, которые изготавливались из красной глины методом «набивки» – с применением деревянных форм с вырезанным объемным рисунком. В это же время здесь начинается и выпуск муравленых изразцов, то есть покрытых муравой – полупрозрачной зеленой глазурью, содержащей свинец.
«Золотым веком» в истории русских изразцов принято считать вторую половину XVII века, когда широкое распространение получают рельефные многоцветные изразцы, покрытые непрозрачной глазурью, и в яркие керамические панно одеваются бесчисленные печи и фасады зданий и сооружений.
4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях
Технология кратко показана на рисунке.
Изготовление изразцов в домашних условиях
Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:
Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды,
в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя.
Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть
и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на
лицевой поверхности изразца.
Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от
центра формы.
Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы.
При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются
пустоты, которые создают рисунок лицевой части.
Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.
Набивка формы глиной — видео
Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать
лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной
формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и
укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре
или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая
ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.
Формирование (лепка) румпы изразца
Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.
Выравнивание румпы изразца
Как сделать румпу изразца — видео
Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.
Изготовление румпы изразца путем соединения двух форм
Изготовление отверстий для крепления изразца
Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут
смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону
для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или
палочки) для них и закрепить его глиной.
Формирование отверстий для крепления изразца
После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.
Вынимание изразца из формы
Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы — видео
Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.
Нанесение штампа, подписи на изразец
Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла,
но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым.
Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия
проблем не возникнет.
Дополнительная обработка изразца — видео
Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют
ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст
блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех
участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.
Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за
разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны
быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке.
Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.
Технология изготовления
В качестве сырья голландцы использовали глину, которая смешивалась с мергелем для улучшения прочности плитки. Глиняную смесь размещали в специальных деревянных рамках и раскатывали обычной скалкой. Когда глина высыхала, ее обжигали, после чего покрывали белой глазурью.
Затем приступали к нанесению на плитку рисунка. Контур наносили с помощью трафарета, а детали рисунка – специальными кистями вручную. После готовности рисунка плитку обжигали второй раз с целью закрепления рисунка и придания изделию дополнительной прочности.
Этой технике изготовления керамических изделий дали название майолика.
При создании композиции рисунков «голландских» изразцов используется устойчивая схема: в картуше располагается центральное изображение в виде животного, пейзажа, фигуры человека или группы людей. Оно обрамляется широкой декоративной рамкой с украшенными углами. В элементах этой рамки четко прослеживаются следы стилей рококо и барокко: ломаные линии, «сетки», завитки-волюты, бутоны, цветы, раковины.
Использование в наши дни
Изразцы — это уникальное достижение человечества, применяемое для украшения многих поверхностей, начало которому было положено в VIII веке. Изразцы делают и по сей день.Технология производства изразцов практически не изменилась. Разве что изменилась техника мастеров. Изготовление каждого экземпляра производится своими руками, как и раннее. В этот процесс входит нанесение узора, орнамента и текстуры.
У большинства может возникнуть вопрос: где можно применить изразцы в домашних условиях. Задав такой вопрос, подразумевается тяга человека к старинному стилю. Ведь в современных домах и квартирах мы вряд ли встретим печь. Но в то же время, если посмотреть, то во множестве домов имеются камины. И вот именно камин может украсить изразцовая кладка.
Трудно вообразить, чтобы среди читателей данной статьи, имелся такой человек, который не представлял бы себя, сидящим у камина в кресле качалке холодным зимним вечером с бокалом вина. Но согласитесь, глазу будет куда приятней созерцать не обычный кирпичный камин с огнем, а если тот будет выложен красивой плиткой.
Преимущества и недостатки
Облицованная изразцами печь обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как:
- Эстетическое удовольствие от внешнего вида. Подобные печки – это настоящие произведения искусства
- Изразцовое покрытие обладает свойством аккумулировать тепло печки и медленно отдавать его в окружающее пространство. Обжечься о такую поверхность практически невозможно, а количество растопок печи заметно снижается
- Поверхность печки просто убирать от пыли и грязи, достаточно легкой протирки
- Изразцы, в отличие от кирпича, не подвержены впитыванию влаги из окружающего воздуха.
Минусов у подобных печей немного, но, все-таки, они присутствуют:
- Большая трудоемкость и долгий срок инкрустации поверхностей изразцами. Весь процесс укладки и сушки занимает около четырех месяцев. С подобными работами справиться своими силами практически невозможно
- Высокая стоимость расходного материала. Особенно, это касается изразцов ручной работы.
Конструкция изразцов
Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.
Плитка состоит из:
- лицевой части;
- пластины – самого верхнего слоя;
- румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
- отверстий для штырей, расположенных в румпе.
Конструкция изразца
Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.
Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.
Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.
Какие изразцы применяются?
Изразец – это отдельный элемент инкрустации отопительного устройства — печи или камина.
- Спереди он представляет собой декоративную плитку, которая может быть выполнена и расписана как ручным способом, так и с помощью механизированных устройств.
- Задняя часть изразца изготовлена в виде специального короба с четырьмя боковыми стенками. Такой способ позволяет лучше сохранить тепло, выделяемое печкой. Печь, обложенную такими элементами, и называют изразцовой.
Технология изготовления изразцов с веками практически не поменялась, многие процессы стали механизированы, но основной принцип их производства остался тем же.
Сырьем для получения изразцовой плитки служит глина, которую потом обжигают, как обычную керамику. Средняя масса одного готового изразцового элемента составляет от 200 до 400 грамм.
Все многообразие данной продукции можно классифицировать по следующим признакам:
- Геометрия изразцов. Существуют плоские, угловые, фасонные и карнизные детали. Плоские элементы применяются для облицовки ровных поверхностей. Угловые изразцовые печи нуждаются в применении деталей, изогнутых под определенным градусом. Фасонные или карнизные изразцы применяют на выступающих поверхностях
- Рельеф поверхности. Выпускаются как гладкие, так и выпуклые элементы
- Рисунок, наносимый на изразцы. Подобные изделия могут быть глянцевыми, матовыми, с рисунком или без него
- Стиль орнамента. Существуют русский, ярославский, голландский, немецкий, испанский и прочие стили изразцов, отличающиеся друг от друга неповторимым и узнаваемым стилем рисунков и орнаментов.
- Румпа (те самые бортики на задней части изразца). Выпускаются изделия с простыми, загнутыми и многоячейными румпами.
В качестве объекта для облицовки довольно часто используют русскую печь и другие подобные конструкции.
История
Печник с изразцами, 1955 год
Древний мир
Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.
В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.
Европа
Европейский изразец
В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.
Русское царство
Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.
С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).
Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.
Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.
В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.
Рождение «голубой сказки»
Одним из крупнейших керамических центров в то время становится Гжель – район, состоящий из 27 деревень и находящийся в 60 километрах от Москвы. Это место издревле славилось необычайно чистой глиной.
Совершенствуя технологии керамического производства, поколения гжельских мастеров прошли путь от простых глиняных изделий до чудесных творений из полуфаянса, фаянса и фарфора и создали самобытную традицию росписи подглазурным кобальтом.
Технология гжельской росписи – многоэтапный процесс. После предварительного, или утильного, обжига будущее изделие попадает в руки живописцев. Художники наносят на белоснежную поверхность рисунки, используя синюю краску с окисью кобальта, после чего изделие подвергается глазуровке. Заключительным этапом является так называемый политый обжиг, то есть окончательный обжиг готового изделия.
Данная технология подглазурной росписи дошла до наших дней и успешно применяется и совершенствуется современными керамистами, в том числе и мастерами «Веста Керамики».