Сад камней своими руками: 9 советов по организации + фото

Комнатный формат для каменистых садов

Альпийские горки комнатного формата — один из видов декоративных композиций в озеленении, в которых камни и растения выступают в своем единстве. В отличие от садовых альпинариев и рокариев, комнатные не настолько близки к подражанию дикой природе, хотя вдохновение при их создании черпают все же именно в горных пейзажах.

Это максимально эстетичные, оригинальные и броские композиции, которые выступают в роли совсем не обычного украшения помещения. Их часто называют альтернативой каминам, но такое утверждение ошибочно: альпинарии – это один из вариантов организации озеленения, создающий эффект общения с живой природой и зимнего сада, но сохраняющий стиль высоко декоративных и художественных решений.

Комнатные альпинарии – это альтернатива зимним садам, совмещенным с жилой комнатой, уголок природы в формате каменистого сада, который напоминает и по атмосфере, и по общему эффекту садовые рокарии.

Комнатный альпинарий может быть разным с точки зрения и размеров, и места в интерьере. Небольшой мобильный рокарий или композиция в переносном контейнере и цветочнице, заменяющие разделители и перегородки объекты или альпинарии, которые могут занимать значительную часть стен – вариантов очень много. Все зависит от места, которое хотят под них выделить.

Альпинарий может стать альтернативой более привычным решениям при обустройстве не функциональных стен или углов, а может стать и центром всеобщего внимания, местом для релаксации и главным украшением помещения. Единственное, в чем точно не стоит сомневаться — этот вариант озеленения подходит тем, кто любит камень, хочет привнести его в свой дом как можно в большем количестве, а также поклонникам каменистых садов, которые даже в интерьере хотят любоваться их красотой.

Комнатный альпинарий может быть разным с точки зрения и размеров, и места в интерьере. Damasseter

Дополнительные советы и рекомендации

Занимаясь изготовлением японского настольного сада, стоит учесть ряд дополнительных рекомендаций. Простые советы помогут не допустить распространенных ошибок, сделать красивую композицию и получить максимальное удовольствие от творческого процесса:

  1. Разнообразить композицию из камней можно с помощью небольшого количества растений, в качестве которых оптимально подходят суккуленты. Такие растения не нуждаются в особых температурных условиях и частом поливе, поэтому на длительный период сохраняют надлежащий внешний вид.
  2. Использовать настольный декоративный сад можно для декора любого пространства, включая рабочее место и зону отдыха. Каресансуй будет уместно смотреться в кабинете, спальне, гостиной комнате.
  3. При создании композиции следует придерживаться принципа минимализма. Основная философия японского сада заключается в обнаружение истинной красоты путем мысленного дополнения неполного.
  4. В интерьере квартиры либо офиса можно сочетать каменную композицию с другими декоративными элементами. Классическим вариантом является комбинация с живыми растениями. Также можно дополнить сад небольшой свечой, которая придаст еще большее спокойствие и умиротворение.

Соблюдение простых рекомендаций поможет легко сделать декоративный настольный сад согласно японским традициям и философским принципам дзен-буддизма. Правильный подход к созданию Каресансуя поможет сделать символ для созерцания, расслабления, наблюдения и одновременной активации работы сознания.

Разработка проекта и его монтаж

Для сооружения комнатных альпинариев непереносного характера лучше обратиться к специалистам или тщательно изучить все вопросы, связанные с созданием массивных каменных конструкций, изоляцией и защитой напольных и настенных покрытий. Кроме выбора камня разных фракций и пород, для создания имитации скальных пейзажей понадобятся и изоляционные материалы, и строительные клеи с монтажными средствами, и основа-поддон, крепежи, емкости для растений, наполнители, декоративные краски и средства для дополнительного маскирования. Чем сложнее сам альпинарий, тем лучше нужно продумать всю систему.

Установка светильников, подсветки, введение водоема и фонтана требует тщательно продуманной изоляции и соблюдения мер техники безопасности. Изоляция по всей площади альпинария, защищающая покрытие пола, качественные водо-и износостойкие материалы, защитные покрытия для предупреждения повреждения под весом камня – вопросы, которые лучше доверить специалистам хотя бы на стадии разработки проекта.

Переносной каменный сад легко организовать своими руками. Habermir

Основные правила создания

Создание каменного сада у себя на участке — это не столько творческий процесс, сколько глубокая философия. Такой объект подходит для личностей, любящих уединение

Важно помнить несколько принципов при создании композиции:

Пустота — символ свободы. Именно это должно возникать в голове при виде объекта. В отличие от обычных садов, японский вариант не заполняется полностью элементами.
В центре внимания должен быть основной объект созерцания, его центральная точка. Именно на нее будут ориентированы другие элементы. Расположение основного элемента зависит от времени созерцания и места, где будет располагаться наблюдающий. Как правило, это запад или восток.

Место для наблюдающего выбирают с особой тщательностью. Предпочтительнее расположить его на северной стороне площадки. Это спасет от слепящего солнца.
Время наблюдений — тоже важный момент. Необходимо определиться с часами созерцания, чтобы грамотно составить, на первый взгляд, хаотичную композицию.
Обязательный аспект — это асимметрия. Расположение камней параллельно друг другу не допускается

Важно, чтобы с любой точки сада просматривался каждый элемент. Камни не должны закрывать друг друга

Если в саду есть искусственный водоем, то стоит проработать и правильное отражение в водной глади объектов.

Важно помнить, что линии не должны пересекаться. В остальном расположение камней — это личное видение создателя сада, способ самореализации и философский поиск себя

Из каких элементов состоит

Набор элементов для настольной разновидности сада зависит от индивидуальных предпочтений и требований к конечному результату и внешнему виду.

Как правило, для сооружения используют:

  • небольшие камни;
  • песок либо гравий;
  • галька;
  • мох.

Итоговый перечень компонентов ничем не ограничен. В зависимости от творческой задумки и масштаба идеи можно задействовать любые дополнительные элементы, которые смогут украсить композицию и внести в нее определенный шарм. Часто в качестве дополнения используют небольшие растения, свечи и декоративные фигурки.

Каждый из составных компонентов, используемых при создании японского украшения, имеет собственный смысл. Песок символизирует энергию времени и большое количество возможностей, которые предоставлены каждому из нас миром. Имитация волн на песке служит символом воды, которая притягивает в дом материальное богатство. Символическими значениями камней считаются постоянство и безмятежность. Если в Каресансуе использованы растения, то они выражают эмоциональную и чувственную составляющие.

Благодаря символизму и оригинальности домашний компактный дзен-сад стал одним из наиболее популярных предметов интерьера, способствующих релаксации и созданию гармоничной обстановки. Характерными особенностями японской композиции являются простота, минимализм и баланс.

Гравийный садик

Если у вас на участке совсем мало места и нет возможности возводить стенку или горку, с помощью мелкой гальки или гравийной крошки можно сделать миниатюрный, но очень выразительный каменный садик.

В этом случае крупные камни не используются, фоном для растений служит ровная галечная отсыпка. Для такого сада подходят миниатюрные растения с яркими кронами, контрастирующие между собой. Можно обойтись вечнозелеными и хвойными растениями, сделав композицию статичной круглый год. А можно создать клумбу непрерывного цветения на фоне мелкой каменной крошки.

Если вам по душе второй вариант, четко очертите границы будущего садика с помощью бордюрной ленты, высадите цветы и злаки, а затем засыпьте все камешками мелкой фракции, заранее промытыми и просушенными.

Для выращивания в гравийном садике подойдут: крокусы, примулы, молочай кипарисовый, камнеломки, резуха, флоксы шиловидные, почвопокровные очитки, тимьян, колокольчик карпатский, гейхера, спирея японская, лапчатка кустарниковая, магония падуболистная, карликовые сосны, шаровидные туи, горизонтальный и чешуйчатый можжевельники.

Японский сад камней своими руками

Взглянув на каменный сад может сложиться впечатление, что его главной целью служит заполнение пустоты путем формирования ровных поверхностей и строгих линий. Однако на самом деле каждый элемент, установленный на участке, имеет свое значение и несет весьма определенный смысл. В целом, создание подобного объекта базируется на четких правилах, которые должны быть обязательно соблюдены.

Рекомендуем также прочитать

Исходя из этого создать японский сад камней своими руками на даче или в собственном саду возможно, но сам этот процесс требует колоссального терпения, кропотливого труда и ответственности, а концепция его воссоздания выглядит следующим образом:

  1. Япония имеет также второе название, которое наиболее четко описывает духовность и ментальность этой страны. Страна восходящего солнца — именно так величают это государство и такое название наиболее четко характеризует ее. Исходя из этого японский сад, фото (2) которого подчеркивают его индивидуальность, в обязательном порядке составляется относительно освещенности. Каждая его поверхность и декоративные элементы имеют свое конкретное место и ориентированы относительно времени суток.
  2. Точка для созерцания за миром должна иметь оптимальное расположение. Поэтому ее лучше разместить на северной стороне таким образом, чтобы полуденное солнце не светило прямо глаза. Однако для наблюдений за утренней или вечерней природой объект созерцания должен быть расположен в восточной либо или западной части участка.
  3. Основой создания сада служит четкость и гармоничность, но это не значит что все линии должны быть ровными, а фигуры иметь идеальную форму. Асимметрия служит при формирования атмосферы Дзен тоже имеет место. Исходя из этого учитывать нужно не только очертания самих объектов, но и их визуальные образы и даже их отражения. При этом все размещение всех деталей должно создавать целостный ансамбль, подчеркивающий восточный колорит.
  4. В основе любого японского каменного сада лежит использование геометрической фигуры семиугольника. Именно подобное расположение геометрических линий учитывается при проектировании, обуславливая правильность расположения всех деталей. Полноценный сад камней должен располагаться на участке, площадь которого способна полностью вместить всю семиугольную сеть целиком.
  5. В условиях ограничения пространства, расположение сада может отличаться от семиугольника. При этом расстановка камней все равно производится согласно с принятой семиугольной сетью и правильным устройством точек созерцания. Геометрическая площадь фигуры может быть различной, но от ее величины в наибольшей степени зависит визуальный облик сада и его просторность.
  6. Площадка для будущего сада камней полностью покрывается песком, мелкой галькой или гравием, поверх которых вычерчиваются мелкие волнистые линии, обозначающие водную гладь. Периодически сыпучий материал необходимо досыпать, опрыскивать водой и заново предать ему форму, поскольку под действием климатических факторов первоначальные труды могут стереться.

Приведенные выше правила помогут сформировать свой собственный сад наиболее приближенным к японскому оригиналу, а их соблюдение сделают его поистине великолепным.

Пятнадцатый камень сада Реандзи

Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:

И вот я в этом знаменитом саду камней!

То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы  в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?

Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.

Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.

Сад камней фото

Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.

Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?

Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку?  С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма,  да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.

Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.

Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру.   Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих  работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник  интерес западного человека к  первоисточникам.

Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы  II в храм покоящегося дракона сделал известным  и популярным сад камней храма Рёан-дзи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector