Многомужество в современном мире
Содержание:
Формы
Фратернальная полиандрия
Фратернальная полиандрия (отгреч. φρατρία — братство) — форма полиандрии, при которой мужья одной женщины являются братьями друг другу. Была распространена и до сих пор иногда встречается в центральных районах Тибета, в Непале и в северной Индии, где она была принята в обществе. В южной Индии фратернальная полиандрия практикуется в племени тода, но сейчас у них превалирует моногамия. В современном индийском обществе полиандрические браки отмечаются в сельских общинах в регионе Малва (англ.)русск. штата Пенджаб, которые, по всей видимости, практикуются там с той же целью — избежать дробления фермерских земельных участков.
В отличие от европейских правил майората и примогенитуры, вынуждавших младших сыновей землевладельцев покидать родные места и искать себе другие занятия, фратернальная полиандрия позволяет не только избежать дробления поместий при наследовании, но также даёт возможность братьям остаться жить и вести хозяйство вместе. А в следующем поколении их сыновья, рождённые от общей жены, также смогут совместно жениться на одной женщине и унаследовать этот же земельный участок, который не будет разделён и будет обеспечен достаточным количеством мужской рабочей силы. Но при большом количестве братьев эта жизненная стратегия оказывается менее успешной.
В семьях аристократов и крупных землевладельцев полиандрия может служить сохранению титулов и земель рода. При длительном или частом отсутствии одного из братьев его могут замещать другие, и хозяйство не придёт в упадок без ответственного хозяина. В Тибете полиандрия была особенно распространена среди духовной элиты школы Сакья.
Предпосылкой полиандрии может быть так же крайнее гендерное неравенство. Например, селективные аборты в Индии приводят к дефициту женщин и к «обобществлению» жены несколькими мужчинами (чаще всего родственниками).
В полигинных браках аналогом фратернальной полиандрии является сорорат — брак одного мужчины с несколькими родными или двоюродными сёстрами.
Множественное отцовство
Антрополог Стефен Бекерман отмечает, что не менее чем в 20 родоплеменных обществах считается нормальным или даже желательным, чтобы ребёнок имел более чем одного отца. Это называется множественное (разделяемое, частичное, совместное) отцовство (англ. partible paternity). Часто (но не всегда) совместное воспитание ребёнка несколькими отцами связано с полиандрическим браком этих мужчин с матерью ребёнка.
Один из самых известных примеров частичного отцовства — «непорочное рождение» (англ. virgin birth) всех детей, в которое верят некоторые аборигены островов Тробриан. Эти люди осознают необходимость полового акта для рождения ребёнка, но при этом считают, что мужчина никак не влияет на телосложение и личные качества ребёнка, которые зависят только от матери. Потому у них принято наследование исключительно по материнской линии (матрилинейность), ребёнок всегда принадлежит только к роду матери. Мужья матери, не живущие с ней в одном доме, отцами ребёнка не считаются, а братья матери, проживающие вместе с ней — считаются.
Биандрия
Разновидностью полиандрии является биа́ндрия (от лат. bis — дважды, и др.-греч. ἀνήρ — муж) — форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей.
Полигинандрия
В Индийских Гималаях встречается сочетания полиандрии с полигинией: когда двое или более мужчин состоят в браке с двумя или более одними и теми же женщинами одновременно. Такая форма группового брака называется полигинандрией (англ. polygynandry). Полигинандрия также позволяет избежать дробления земель, разнообразить локальную экономическую деятельность и снизить рост населения.
Многомужество (полиандрия)
Многомужество (полиандрия) — это форма полигамии, при которой у женщины может быть несколько супругов одновременно. Зачастую, полиандрия вызвана не странными сексуальными представлениями того или иного народа, а нехваткой природного ресурса или формируется по экономическим причинам. Существует понятие фратернальная полиандрия — это когда одну женщину в жены берут братья.
Если многоженство показатель хорошего финансового положения, то многомужество — наоборот.
Тибет
Многомужество в Тибете. Действительно, 15% женщин в Тибете замужем за двумя мужчинами сразу. Но, в отличии от многоженства, полиандрия вызвана не хорошими материальными условиями, а наоборот. Для того, чтобы взять в жены женщину, нужно взять на себя и определенные материальные обязанности, поэтому в некоторых частях Тибета довольно распространена практика, когда братья берут в жены одну женщину.
Это позволяет тибетцам не делить принадлежащую им землю между сыновьями, а сохранить целостность владений. При этом, многомужество никак не доставляет дополнительного удовольствия женщинам, ведь на их плечи ложится больше ответственности. Нередко тибетские пожилые женщины, состоящие в браке с несколькими мужчинами, выглядят еще старше своих лет. Им приходится рожать больше детей, обрабатывать землю и следить за уютом в домах.
Главой семьи при таких условиях становится старший из братьев. Все мужчины считаются отцом для всех детей семьи.
Непал
Многомужество в Непале. Также обусловлено финансовыми факторами, но роль женщины в браке у непальцев другая. Все дело в том, что жены в полиандрических браках в Непале считаются главой семейства, а деревенские общины старейшин состоят в основном из женщин преклонного возраста. Чтобы материальное состояние семьи было стабильным и позволяло вырастить детей — братья в Непале тоже берут в жены одну женщину. Опять же таки, сексуального подтекста такие браки не преследуют. У них, конечно, есть секс, но это не конечная цель союза.
Туристы, встречающие такие семьи, рассказывают, что были очень удивлены тем фактом, что дети непальцев называют отцов «папа» и добавляют номер. Номер означает какого по счету (от старшего брата) именно папу они имеют ввиду.
К тому же, если два брата взяли в жены бесплодную женщину, они могут жениться во второй раз. А первая жена не обязательно покидает их дом, они могут жить таким большим семейством. Да и женщинам вдвоем гораздо легче.
Нигерия
Многомужество в Нигерии. Отличительная черта полиандрии в Нигерии состояла в том, что многомужество имело форму вторичного брака. Женщина могла выйти замуж за одного мужчину, родить ему ребенка и тут же выйти замуж за второго. При этом расторгать брак с первым было вовсе не обязательно. Находя второго мужа, женщина обретала и второй дом. Все браки были пожизненными, но дети оставались с мужем.
То бишь, в Нигерии многомужество — это не спасение от экономических проблем, а одна из допустимых форм брака.
Полигамия — плюсы и минусы
Полигамия с биологической и психологической точек зрения привлекательна для мужчин и имеет ряд преимуществ и достоинств в отличие от моногамии, и совсем немного недостатков. Чего же больше в реальности? Плюсы полигамии:
- Мужчина уверен в себе, его окружает ореол таинственности. Женщины интуитивно чувствует востребованность «самца» и это их привлекает.
- Забота, тепло и ласка обеспечиваемая женами или любовницами.
- Минуются сложности выбора, когда нужно предпочесть какую-то одну спутницу жизни.
- Разнообразие генофонда: потомство от разных «самок» обеспечивает «след в истории».
- При расставании с одной, остаются другие.
Минусы полигамии:
- если это не узаконенные официально отношения приходится лгать, изворачиваться;
- боязнь быть разоблаченным;
- большая трата денежных средств;
- споры о наследстве;
- в случае разорения, травм семья остается без обеспечения;
- меньше времени уделяется детям.
Причины полигамии
Что толкает человека к множественным связям или отношениям. Причин, обуславливающих полигамию несколько:
- Выживание. Начиная с древних времен, человечество пережило много войн, вспышек различных эпидемий, геноцид. Мужчины гибли в сражениях, дети умирали, и чтобы как-то восполнить баланс, в мужчинах просыпается инстинкт продолжения рода через связь сразу с несколькими партнершами.
- Традиции. Здесь играет роль религия и уклад общества. Полигамия поддерживается в ряде исламских государств, причины коренятся также в прошлом, когда превалировала высокая смертность населения. У некоторых народов до сих пор существует обычай: в случае смерти мужа, женщина вместе с детьми переходит под покровительство другого брата, становясь ему женой, даже если он на тот момент состоит в браке.
- Любовь сразу к нескольким. Такое тоже бывает, когда мужчина или женщина будучи в браке влюбляются в другого, при этом стремятся сохранить семью. Чаще это романы на стороне, которые держат в тайне, чтобы не причинять боль супругам.
- Престиж. В определенных бизнес-кругах наличие нескольких любовниц обеспечивает авторитет.
- Психологические комплексы. Психологи о полигамии в современном мире говорят как о комплексе неполноценности. «Дон Жуаны», «Казановы» боятся строить серьезные отношения, которые означают ответственность и полигамность здесь это способ доказать окружающим «каков я хорош и пользуюсь успехом!»
Полигамность мужчин
Мужская полигамность, считают ученые, вызвана тем, что мужчин в процентном отношении к женщинам меньше. По статистическим данным разница небольшая (50:52), но мальчики рождаются более слабыми и смертность среди них в младенческом возрасте выше чем у девочек. Полигамия у мужчин — феномен в обществе тщательно поддерживаемый сильной половиной человечества. Мужская полигамность прослеживается историками со времен Ветхого Завета:
- Великий царь Соломон, по разным данным имел до 700 жен в гареме.
- Артаксеркс II персидский правитель династии Ахеменидов — 336 жен и наложниц, 150 детей.
- Владимир Красно Солнышко — прежде принятия крещения слыл великим распутником и погрязшим в блуде имел до 800 жен.
Полигамность женщин
Полигамия у женщин – менее распространенный феномен, порицаемый современным обществом и вызывающим у человека с европейским менталитетом отторжение. Понятие женской полигамности сопряжено с нелицеприятными эпитетами в их сторону . Основная причина, по мнению антропологов кроется в том, что женщина ищет биологически сильного с хорошей генетикой самца для продолжения рода, на этом пути она может сменить достаточное количество партнеров. Психологи разделили полигамных женщин на виды:
- «Белоснежка» — считает что «количество важнее качества». Женщина после 30 лет, которая в свое время не нагулялась. Практична. В мужчинах ценит щедрость: подарки, «выгулы в свет».
- «Альфа-самки» — часто это бизнес-леди, зрелая дама выбирающая партнеров помоложе. Она может себе позволить отношения сразу с несколькими «юнцами».
Многомужество и религия
Индуизм
Драупади с пятью мужьями-Пандавами.Слева направо: Бхима, Арджуна, Юдхиштхира, Накула, Сахадева, Драупади.Храм Дашаватара (, округ Лалитпур, Уттар-Прадеш, Индия)
Полиандрические отношения сейчас не одобряются в большинстве школ индуизма. Но в священном для индуистов древнем эпосе — Махабхарате — встречается как минимум один пример многомужества: Драупади была выдана замуж сразу за пятерых братьев из рода Пандавов. В этом древнем тексте высказывается довольно нейтральное отношение к многомужеству, которое принимается как образ жизни Драупади. В этом же эпосе Юдхиштхира, отвечая на вопросы Кунти о полиандрии, ссылается на Гаутам-клан Джатилу (Gautam-clan Jatila), которая была замужем за семью Саптаришами, и на Прачети, сестру Хираньякши, которая была общей женой десяти братьев. Как можно из этого понять, в ведические времена общество намного лучше относилось к многомужеству.
Иудаизм
В древнееврейских библейских текстах нет ни одного упоминания о том, что какая-либо женщина была женой нескольких мужчин одновременно, и библейское определение прелюбодеяния однозначно указывает на неприемлемость многомужества. В еврейских традициях и обычаях нет никакой полиандрии. Кроме того, дети от любого мужчины, кроме первого мужа, считаются незаконнорождёнными (мамзерами), кроме случаев, когда первый муж уже развёлся с женщиной или умер.
Христианство
Подавляющее большинство современных христианских конфессий выступают за строгую моногамию и не приемлют никакой другой формы брака, в том числе полиандрии. Новый Завет (Рим. , ) строго запрещает многомужество.
Мормоны
Мормонские пророки Джозеф Смит и Бригам Янг установили исторические рекорды многожёнства. Существует версия, что они также брали женщин от других мужей, то есть практиковали полигинандрию, но этот вопрос остаётся спорным.
Ислам
Хотя ислам запрещает полиандрию для свободных женщин, следует отметить, что исламское законное порабощение замужних женщин автоматически отменяет их брачные союзы, что позволяет мужчинам-рабовладельцам вступать в интимные отношения со своими рабынями, которые были замужем до порабощения.
Полигамия в исламе
Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен включительно). В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) заключённый брак считается недействительным без разрыва первого, то есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются случаи, когда мужчина сожительствует с несколькими женщинами (если говорить применительно к Исламу, то такой брак должен соответствовать мусульманским канонам, то есть должны быть соблюдены определённые правила вступления в брак, чтобы он считался заключенным. Иначе такое «сожительство» считается запрещённым) из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.
Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин).
По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина, введение многоженства позволило бы ‘дисциплинировать российских мужчин’. ‘В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жён, но все они незаконные — если же мусульманин женится по шариату, то он берёт на себя ответственность за каждую свою семью’, — подчеркнул муфтий.
Саудовская Аравия
Женщины в Саудовской Аравии живут по своду правил и ограничений, основанных на законах шариата. Им запрещено участвовать в выборах, заниматься политикой и водить машину. Без сопровождения мужа женам нельзя передвигаться по городу, использовать общественный транспорт и общаться с другими мужчинами. Каждому мужчине позволено иметь четыре жены при условии, что все будут содержаться на равных условиях. Но на практике мужчины правила не соблюдают, и женам приходится соглашаться с теми условиями, которые мужчина готов, а не должен предоставить. В некоторых случаях жена может быть наказана за непослушание и неповиновение главе семейства.
Ответ от БасяПолигамия.Другая форма брака — это полигамия (“многобрачие”), когда брачный партнер одного пола имеет нескольких партнеров противоположного пола.Полигамия является одной из исторических форм брака.Полигамные браки, в свою очередь подразделяются на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество) .Полигиния.При такой модели семьи один мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами.Чаще всего она распространена у народов, придерживающихся такой религии как ислам.Наиболее ярко эти отношения реализовываются как семья гаремного типа, в которой согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жен одновременно (“несороральная” семья, в которой женщины родственницами не являются) . В большинстве мусульманских стран к середине ХХ века полигиния была ограничена.“Сороральная” полигиния, при которой все жёны одного мужчины являются родственницами (как правило — сёстрами) , была распространена у некоторых индейских племен Северной Америки для вождей, знати и искусных охотников.В настоящее время в большинстве стран мира полигиния запрещена.Полиандрия.Это редкая форма полигамии, при которой женщина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами, как имеющими родственные связи, так и не являющиеся родственниками.В Х1Х полиандрия бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов, позднее сохранилась в некоторых этнографических группах в Южной Индии и на Тибете.В отношения с мужчинами, не являющимися родственниками, вступает женщина, обладающая высоким социальным статусом; при этом мужчины, с которыми она заключает брачные союзы, разделяют между собой экономические и сексуальные права и обязанности (“нефратернальня форма”).При “фратернальной” форме полиандрии несколько родственно связанных между собой мужчин (как правило, братьев) образуют общее домохозяйство с одной женщиной.Такая форма полиандрии была связана с дисбалансом полов, возникающим в результате порочной практики убийства новорожденных девочек.
Современный мир
Теперь непосредственно рассмотрим государства и народы, у которых распространено многомужество. Распространение христианской веры привело к угасанию подобного явления в Европе и других частях света, но остались регионы, где многомужество закреплено законодательно.
Тибет
В загадочном Тибете многомужество вызвано двумя обстоятельствами. В одной стороны, это нехватка представительниц прекрасного пола, с другой стремление не дробить земельные участки.
Из-за этого братья одной семьи берут в жён одну женщину. Вместе ведут хозяйство, воспитывают детей. Супругу выбирает сам мужчина. Он женится на ней, а потом с ней заключают брак младшие братья.
Старший брат считается старшим мужем и регламентирует половые отношения в моногамной семье.
Острова Меланезии
Народы, населяющие удалённые острова Тихого океана, по сей день практикуют многомужество. Здесь у женщины довольно много прав.
Она сама выбирает себе супругов, причем с разделением обязанностей. Женщина решает от кого родит ребёнка, а кто из супругов только для плотских утех. Род ведётся по материнской линии.
Непал
Многомужество в Непале вызвано скудными земельными ресурсами, и нежеланием семьи дробить своё имущество между наследниками.
Женщина выходит замуж, и по сложившейся традиции берёт в мужья всех братьев своего супруга. Детей воспитывают совместно, не разделяя, где чей. Как только дети вырастают, они получают всё неразделённое имущество.
ТОП-20 самых страшных традиций и ритуалов в мире.
Нигерия
В африканской стране девушка должна выйти замуж, прожить с супругом определённое время, после чего получает право повторно выйти замуж.
Идя под венец второй раз, женщина не разрывает брачные узы с первым избранником. Так, в течение женщины, женщина может выйти замуж несколько раз, но всегда имеет возможность вернуться к кому-то из предыдущих мужей. При смене мужа, дети, рождённые в браке, остаются с отцами.
Эскимосы и Алеуты
Суровый климат и образ жизни породили особую форму полиандрии у северных народностей. Охотник, который надолго отлучался, подыскивал супруге мужчину, обеспечивающего и защищающего её в его отсутствие.
Этот мужчина, который чаще всего был отцом или братом, выполнял и супружеский долг. Такой необычный обычай, по мнению редакции thebiggest, был порождён проблемой выживания в суровом северном климате.
Кения
В африканской Кении полиандрию закрепили на уровне законодательства. В 2013 году в стране впервые в истории этого государства зарегистрировали биандрический брак.
До официального признания многомужество было распространено у племени масаи, проживающего на территории Танзании. Женщины выходят замуж за нескольких мужчин, и вместе воспитывают подрастающее потомство.
Кстати, на нашем сайте thebiggest.ru есть интересная статья о ТОП-10 самых удивительных африканских племенах.
Индия
На юге Индии сохранилась традиция многомужества среди бедного крестьянского населения. Подобные браки можно встретить в Шри-Ланке.
В Бутане наравне с многожёнством, существует и многомужество. Законодательно это не закреплено, но де-факто такие браки существуют. Мир меняется…
Китай
В сельских отдалённых районах Китая из-за малого количества женщин, стали практиковать полиандрические браки. Это вызвало возмущение в обществе, поэтому властям придётся решать демографический дисбаланс другими способами.
США
Власти штата Юта приняли закон, разрешающий многомужество. Пока он действует в пилотном режиме. Если эксперимент даст положительные результаты, федеральные власти США распространят действие закона на территорию всей страны.
Россия
Больше для обсуждения, если посмотреть на законодательство сквозь призму полиандрии. После развода, когда дети остаются с матерью, мужчине назначают алименты.
Женщина второй раз выходит замуж, и её новый супруг принимает участие в содержании и воспитании детей. Первый муж продолжает выплачивать алименты, таким образом, получается совместное воспитание детей двумя супругами, бывшим и действующим. Вот такой неофициальный вид мномужественного отцовства. Хотя, конечно, Россию нельзя назвать страной, где разрешено многомужество.
Непал
Традиции в Непале близки к традициям Тибета. В этой стране полиандрия тоже спровоцирована вовсе не распущенностью женщин, а недостатком земельных ресурсов, что и вынуждает сохранять наследство родителей в одном роду благодаря наличию единственной избранницы у всех братьев.
Но культура этого региона в вопросах брака и подхода к выбору избранницы разительно отличается от европейской. Если в Европе на протяжении многих веков ценилась скромность и целомудрие девушек, то в Непале мнение совершенно другое. До брака юной особе не считалось зазорным заводить кратковременные интрижки, о количестве которых можно было судить по количеству звеньев в ожерелье на шее. Чем длиннее было это ожерелье, тем более опытной и желанной пассией считалась невеста. Юная особа, не заинтересовавшая никого из представителей противоположного пола, вызывает массу сомнений и подозрения в том, что с ней что-то не в порядке.
После женитьбы интимные вопросы решаются таким образом: тот из мужей, кто приходит ночью к избраннице, оставляет у входа в её комнату свою обувь. Это красноречивый сигнал о том, что заходить сюда не следует до утра.
Литература
- на русском языке
Коротаев А. В. К проблеме южноаравийской полиандрии // Тезисы конференции Института востоковедения АН СССР / Отв. ред. С. В. Волков. — М.: Наука, 1988. — С. 25—27.
- на других языках
- Gielen, U. P. (1993). Gender Roles in traditional Tibetan cultures. In L. L. Adler (Ed.), International handbook on gender roles (pp. 413–437). Westport, CT: Greenwood Press.
- Goldstein, M. C. (1971), Stratification, Polyandry, and Family Structure in Central Tibet, Southwestern Journal of Anthropology Т. 27 (1): 64–74
- Crook, J., & Crook, S. 1994. «Explaining Tibetan polyandry: Socio-cultural, demographic, and biological perspectives». In J. Crook, & H. Osmaston (Eds.), Himayalan Buddhist Villages (pp. 735–786). Bristol, UK: University of Bristol.
- Goldstein, M. C. (1971), Stratification, Polyandry, and Family Structure in Central Tibet, Southwestern Journal of Anthropology Т. 27 (1): 64–74
- Lodé, T. (англ.)русск. (2006) La Guerre des sexes chez les animaux. Paris: Eds O. Jacob. ISBN 2-7381-1901-8
- Peter, Prince of Greece, A Study of Polyandry, The Hague: Mouton, 1963
- Levine, Nancy, The Dynamics of Polyandry: Kinship, domesticity and population on the Tibetan border, Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 1988. ISBN 0-226-47569-7, ISBN 978-0-226-47569-1
- Trevithick, Alan (1997), On a Panhuman Preference for Monandry: Is Polyandry an Exception?, Journal of Comparative Family Studies Т. 28 (3): 154–81